|
Экспедиция к месту гибели отца. Часть 2: Кневицы
Посвящается: Тарусину Николаю Матвеевичу,
всем, павшим в ходе Демянской операции,
и моему проводнику из Кневиц –
Матвееву Валерию Алексеевичу.
• Кневицы
10 сентября, в 2 часа ночи, в кромешной тьме, под сыпью мелкого холодного дождя, поезд остановился у пустой, плохо освещенной платформы.
Перед тем как выпустить меня из вагона, проводница криками долго уточняла у коллег соседних вагонов, - Кневицы ли это? И лишь получив подтверждение из окружающего пространства, выпустила меня в сырые объятья ночи. Поезд не замедлил тут же покинуть станцию, а я остался один на незнакомой мокрой платформе в окружении кромешной тьмы, под нескончаемым потоком мелких брызг.
Поскольку я был единственным пассажиром, который покинул поезд, то уточнять, куда я попал, было не у кого, да и смысла торопиться с этим вопросом не было причин. Поезд ушел!
Единственным маяком для меня стала пара огней в отдалении, которые пробивались сквозь частую сетку дождя, и холодную ночь. И мне ничего не оставалось делать, как, поправив заплечный рюкзак, отправиться на этот манящий свет.
Подойдя к источнику света, я различил фасад небольшого станционного здания, под навесом которого стояли два человека. Это была дежурная смена диспетчеров станции. Они давно заметили мою нагруженную рюкзаком фигуру и ждали под навесом, когда я, наконец, пришагаю к ним. По моему внешнему виду они сразу оценили во мне «иноземца», и, естественно, поинтересовались кто я? откуда? и куда держу свой путь?
Я представился им, как мог, и рассказал о цели своего прибытия, не забыв посетовать на дождь и необходимость дождаться утра, чтобы с рассветом отправиться в поселок. Тем самым, намекая на то, что желал бы получить у них совета по поводу укрытия от непогоды.
Мне повезло. Люди оказались очень отзывчивыми. Они, слета, поняли мои проблемы, и предложили место ночевки в здании вокзала, в небольшой комнате «Зала ожидания». Принесли электрокамин и включили его в сеть, с тем, чтобы я мог согреться. И лишь потом, пожелав мне спокойной ночи, ушли к себе - в «дежурку».
Я снял рюкзак, постелил на скамейки спальник, сбросил верхнюю одежду и обувь, лег, и быстро уснул. А уже утром сделал серию снимков своего первого приюта.
Вокзал станции Кневицы
Несмотря на тяжелые, кризисные времена, вокзал и его окрестности находятся в ухоженном состоянии. Это говорит о том, что железная дорога находится наплаву и имеет достаточно средств, чтобы пережить тяжелые времена.
Вид от станции в сторону Москвы
Вид в сторону Пскова
Уже по этим снимкам видно, что станция находится среди леса, а сезон дождей – в разгаре. Остается надежда, что бог будет милостлив ко мне, и дождь вот-вот прекратится.
Но, сначала, надо найти Валерия Алексеевича.
Поскольку поселок расположен по обеим сторонам железной дороги, то необходимо сразу выбрать нужное направление. В выборе направления мне вызвалась помочь одна из дежурных диспетчеров, которая живет в той же части поселка, что и Матвеев В.А.
В 9 утра, после окончания ее смены, мы отправились в северную часть Кневиц.
Через десяток минут уже были на центральной улице поселка. Здесь, моя провожающая, указав рукой направление к улице Линейной, скрылась в известном ей направлении. А я пошагал дальше.
Кневицы. Утро. Дождь. 2008 год
Кневицы – это поселок городского типа, но жителей не очень много, и потому, в большинстве случаев, они знают друг друга. С помощью пары встречных людей, я уже скоро знал, где квартира Матвеева, и минут через 20 стучался в ее дверь.
Когда дверь отворилась, в проеме ее я увидел пожилого полноватого мужчину в камуфляже. Он поздоровался со мною и подтвердил факт того, что является Матвеевым, после чего, любезно пригласил меня в квартиру.
Жилье его состоит из двух небольших комнаток на втором этаже с отдельной кухней. Квартира не новая, но вполне пригодная для проживания небольшой семьи. Как я тут же узнал, вместе с Валерием Алексеевичем живет его приболевшая мама и кот.
Они недавно переехали в эту квартиру, поэтому вещи их еще сложены горкой. Собираются делать ремонт, как только появятся деньги и немного поправится здоровье мамы.
Валерий Алексеевич
Это сам Валерий Алексеевич. Ему 53 года. Живут они на пенсию мамы и случайными заработками Валерия Алексеевича. Кое-какую помощь ему оказывает школа, где он поддерживает музей. Живут очень бедно. Об этом красноречиво напоминает, стоящая на столе трехлитровая банка, до краев заполненная окурками. Когда нет денег на папиросы, Валерий Алексеевич, заядлый курильщик, делает из них самокрутки!
После ритуала знакомства, я получил от хозяина квартиры подтверждение всем обещанным мне услугам, и спланировал, вместе с ним, первые дни моего пребывания в Кневицах.
Здесь же, я узнал, что мама Валерия Алексеевича серьезно больна и нуждается в присмотре. Понятно, что бросить без ухода больную мать и отправиться со мною в любую, даже короткую, экспедицию вне дома Валерий Алексеевич не может. Но он продумал это вопрос заранее, и договорился, что на время нашего похода, его маму положат в районную больницу. Это делало нашу задачу исполнимой. Именно этим объясняется задержка его ответа на мое письмо.
После короткой беседы, Валерий Алексеевич предложил отправиться в школу, чтобы решить вопрос с моим проживанием.
Школа поселка Кневицы
Это фотофрагмент школы, в которой получали и получают среднее образование жители поселка.
Через несколько минут, мы уже находились в небольшом вестибюле школы. Я остался рядом с вахтером, а Валерий Алексеевич скрылся за поворотом коридора, который делит школьное здание посередине.
Это был период занятий, и потому в помещении школы царила тишина, сквозь которую доносились приглушённые голоса преподавателей, которые наставительно в чем-то убеждали школьников. Мне тут же вспомнилась своя школа, с таким же звуковым оформлением в промежутке уроков, разбавляемая грохотом и визгом, на переменах.
После недолгого отсутствия появился Валерий Алексеевич и сообщил, что беседовал с учительницей, которая обещала меня приютить, и договорился о времени, когда та может проводить меня к себе «на постой».
Встреча была назначена на вторую половину дня. И, чтобы заполнить появившееся свободное время, Матвеев предложил посетить школьный музей.
Музей находится рядом, здесь же, в школьном дворе, в просторном деревянном доме, по другую сторону от памятных знаков, в честь павших советских воинов.
Школьный двор. Памятные знаки. Кневицы. 2008 г.
Школьный музей. Кневицы
Появление музея в Кневицах относят к ноябрю 1974 года. Посвящен он, в большей части, событиям Великой отечественной войны, которая огнем прошла по окрестностям поселка. Этот музей создан усилиями брата учительницы истории Николаевой Александры Николаевны. Его имя – Владимир Николаевич. К сожалению, фамилию его я не знаю.
Понятно, что выделить такое огромное здание под музей, можно было только в том случае, если это произошло в Советское время, и если к этому были приложены огромные усилия руководителей школы и администрации поселка. Сейчас этого сделать невозможно.
С 1987 года школа активно привлекалась к розыску воинских захоронений. При этом Валерий Алексеевич брал на себя организацию поисковых экспедиций и руководство ими. А, ученики старших классов школы составляли основной костяк рабочей силы этих экспедиций.
Школа, по возможности, брала на себя задачи по обеспечению их палатками, продуктами и одеждой. Часть снаряжения и продовольствия выделялось ближайшими воинскими частями из резерва.
Поскольку за несколько лет школу поиска «прошли» многие учащиеся Кневиц, а поселок окружает бесчисленное множество захоронений, то почти каждый житель поселка знает, как обращаться с поисковым щупом и найденным захоронением.
По закону «Об увековечении памяти погибших военнослужащих», личные вещи погибших, найденные в захоронениях, передаются родственникам погибшего или в музеи. Именно этот закон и позволил собрать в стенах школьного музея Кневиц массу личных вещей солдат, родственников которых пока не удалось найти.
Хочу развеять заблуждение, что для создания военного музея достаточно найти реликвии и разложить их на видном месте.
Все намного сложнее! То, что найдено на месте боев, нужно разрядить, отмыть, обеззаразить, сделать непригодным для боевого применения, определить, и запротоколировать.
Еще, нужно показать поступившие артефакты так, чтобы они стали интересны посетителям. И, постараться связать их с остальными экспонатами музея и историей прошедших боев в такой степени, чтобы эти свидетели происшедших событий принесли максимальную пользу его посетителям.
Понятно, что розыск родственников погибших солдат, добровольно взяла на свои плечи все таже школа. Поскольку штатных единиц для поддержания музея в школе нет, то все выполняется на добровольных началах и на огромном участии в этом процессе все той же учительницы истории – Николаевой Александры Николаевны и ее добровольных помощников. Под руководством Александры Николаевны, школьники Кневиц ведут переписку с участниками боев, с родственниками похороненных воинов, собирают документальные подтверждения былых сражений. Благодаря этому, в музее собраны не только уникальные материалы, полученные из стран бывшего СССР, но и из-за границы.
Трудами и заботами администрации и учителей школы, этот уникальный музей воинской славы, поддерживается «на плаву» и в этот напряженный кризисный период. Он остается огромным классом патриотического воспитания не только школьников поселка, но и всего района. Местом, куда могут обратиться за помощью родственники советских и немецких солдат, погибших в Демянском районе.
Признаюсь, я не ожидал увидеть в этом далеком поселковом музее такое число благодарных отзывов его посетителей и уникальных экспонатов.
Ниже, я привожу несколько фотографий многочисленных реликвий войны, представленных в стенах этого музея.
Экспонаты музея
Вот эти стенды, сделаны по материалам немецких документов. Их предоставили музею родственники немецких солдат и сами участники боев, в качестве благодарности за помощь в установлении мест их гибели и захоронений.
Экспонаты музея
Cтеллаж с военной техникой Великой отечественной
Cтенд, основанный на документах Советских воинов, их воспоминаний и публикаций Советской прессы
Как видно из заголовка, стенд посвящен 202 стрелковой дивизии, в составе которой сражался 645 стрелковый полк.
На стенде портрет командира дивизии генерал-майора Штыкова С.Г., который подписал печальное для нашей семьи донесение.
Разведчики 645 полка
А это разведчики 645 полка. Возможно, кто-то из этих людей видел моего отца.
На последующих снимках, представлены личные вещи солдат, собранные в окрестностях поселка Кневицы.
Личные вещи солдат, собранные в окрестностях поселка Кневицы
Валерий Алексеевич почти час водил меня по музею, поясняя, кому принадлежали, те или иные вещи. О некоторых сообщал историю их обнаружения. От него я узнал, что в Кневицы приезжают потомки и участники боев со всего мира.
Личные вещи солдат
За этим стеклом солдатская пилотка, заполненная солдатскими медальонами, которые были найдены в окрестностях Кневиц. Многие из них содержали остатки записок погибших воинов.
Рядом с пилоткой запечатлены сохранившиеся развернутые полоски этих записок. Как правило, копии этих памятных посланий отправляются в Новгородский военкомат с актом и протоколом эксгумации. И если находятся родственники, то медальоны передают им на память. В записке, указывается фамилия, имя, отчество солдата, место его рождения, адрес семьи, группа крови, воинское звание.
К сожалению, многие наши солдаты боялись хранить медальоны, чтобы не предрекать свою смерть. Потому и остались в безвестности.
После посещения музея, Валерий Алексеевич повел меня в Южную часть поселка, расположенную по другую сторону железной дороги, к месту, где изначально появилась деревня Кневицы. Это примерно в полукилометре южнее станции, на которой я провел ночь.
В этой части поселка находится воинское кладбище, в которое переносились останки воинов, найденные в окрестностях поселка.
Воинское кладбище
Валерий Алексеевич с гордостью показывал мне этот мемориальный комплекс. Некоторые из этих захоронений появились благодаря работе поискового отряда «Красная гвоздика», которым Валерий Алексеевич руководил.
Воинское кладбище
Для кладбища выбрано прекрасное место, и находится оно, трудами школьников и жителей поселка, в ухоженном состоянии.
Посетив кладбище, мы снова вернулись в школу. Здесь я впервые был представлен уже упомянутой учительнице истории, Александре Николаевне Николаевой, которая любезно предоставила мне кров. После короткого знакомства, она, немедля, повела меня к себе домой.
Доброжелательность и гостеприимство хозяев дома, в который я попал, заслуживает особых похвал. Они (Александра Николаевна и ее муж - Геннадий Николаевич) выделили для меня лучшую комнату в своем доме, взяли на себя заботу о моем питании и проживании. Их огромное участие в исполнении моей задачи неоценимо.
Утром следующего дня Валерий Алексеевич сообщил мне, что свою маму он только что отправил в больницу, и теперь может несколько дней посвятить моим проблемам. Тут же мы уточнили задачи предстоящего поиска и утвердили план «похода». В ближайшем магазине закупили продукты, и договорились с одним из бывших поисковиков (Юрой) о том, что большую часть пути до деревни Запрудно, он поможет нам преодолеть по узкоколейке, на своей мототележке. Место отправления - лесосклад, от которого берет начало Южная ветка узкоколейной железной дороги.
На немецкой карте, которую мне показал Валерий Алексеевич, упомянутая узкоколейка идет от Кневиц к югу. И хотя она не ведет в Запрудно, но, по словам Валерия Алексеевича, сильно облегчит наше «путешествие».
Немецкая карта 1942 года
На этот фрагмент карты я нанес красными стрелками маршрут нашего движения по узкоколейке. А зелеными – путь нашего пешего похода к деревне Запрудно.
Для поддержки телефонной связи с жителями поселка, свой мобильник мне любезно одолжила, все таже, заботливая Александра Николаевна. А палатку для наших ночевок Валерий Алексеевич позаимствовал в школе.
Автор: Тарусин Геннадий.
|
|