|
Хутор Тарусин
• Общие сведения
• Из истории хутора
• Хутор Тарусин сегодня
Информация о населенном пункте:
Название: Тарусин
Тип: хутор
Область: Краснодарский край
Район: в составе города-курорта Анапа
Географические координаты:
Северная широта: 44°54'
Восточная долгота: 37°27'
Высота над уровнем моря: 40 м
Уважаемые носители фамилии Тарусиных, мы имеем редкий и неоспоримый случай, когда наши однофамильцы своим трудом и службой добились признания права на именование своим именем населенного пункта на карте мира. Пусть это вызывает у нас гордость за принадлежность к упомянутому роду Тарусиных!
Поблагодарим и помянем первостроителей хутора за такой прекрасный вклад в историю России и фамилии!
Визитной карточкой хутора можно считать дорожный знак на трассе Анапа - Новороссийск.
И хотя, по неведомым причинам, на дорожном знаке он обозначен, как «Тарусино» (возможно, дорожники посчитали его селом), во всех административных документах он значится, как хутор «Тарусин», и жители района знали и знают его только в последнем значении.
Хутор расположен на правом берегу речки Анапка, в 4-х километрах от станицы Анапской.
Верхним своим краем хутор касается автомобильного тракта Анапа – Новороссийск, а нижним – поймы упомянутой реки. Этот факт зафиксирован на топокарте, которую вы видите ниже.
Хутор тянется вдоль поймы реки двумя параллельными улицами. Дома верхней улицы, более короткой («Шоссейной») - выходят прямо на трассу, а дома нижней («Речной») - на пойму Анапки.
Проехать к хутору из города Анапы можно за 20 минут, на пригородном микроавтобусе, который ходит от Автовокзала в Гай-Кадзор (Армянскую долину). Иногда, находятся свободные места на междугороднем автобусе, идущем в Тоннельную или Новороссийск. Водители с удовольствием вас подберут.
Станица Анапская, которую вы видите на карте, слилась с городом Анапа, и превратилась в его микрорайон и туда можно попасть на обычной городской маршрутке.
История хутора Тарусин начинается не ранее 1862 года, времени переселения двух казачьих семей Тарусиных, общей численностью в 18 человек, в станицу Анапскую. В станице они построили себе дома для проживания, и в ней же - несли нелегкую казачью службу. Для выращивания зерна, овощей, и для выпаса скота, согласно «грамоты» Екатерины II, они получили в полную собственность большой участок земли вблизи речки Анапка. Как раз, в том месте, где сейчас находится хутор Тарусин.
У реки Тарусины «разбили» грядки под овощные культуры, а на склоне приречного холма посадили плодовые деревья. Еще выше, за трактом, разместили виноградники. Оставшиеся свободными земли, использовать под покосы и выпас скота.
Для проживания в период полевых работ на берегу реки соорудили временные навесы. И уже потом, построили более уютные сезонные помещения для укрытия людей, скота и урожая.
Свои первые хуторские строения Тарусины возвели в стороне нынешнего поселка Рассвет. Последующие подворья стали строиться, вдоль поймы Анапки, в направлении станицы Анапской. По линии, где сейчас проходит улица Речная. А хутор стали звать «Тарусин» по имени первопоселенцев
Только по прошествии нескольких лет, на землях хутора Тарусин начали возводиться постройки для постоянного проживания. В них находили пристанище вновь образующиеся семьи Тарусиных и их отпочковавшиеся потомки. Дома строились из «самана» - смеси глины, навоза и соломы. По тепловым параметрам саманные дома превосходят любые современные стройматериалы. Зимой в этих домах тепло, а летом - прохладно. Рядом с домами из того же «самана» возводили скотные дворы, сараи и склады.
Старый саманный дом хутора Тарусин. 2009 г.
Первый дом для постоянного проживания построил Николай Власович Тарусин.
Семья же его брата, Матвея Власовича, продолжала использовать хуторские постройки только для сезонного пребывания, поскольку глава ее должен был постоянно исполнять свои служебные обязанности в станице Анапской. И для этого у Тарусиных в Анапской был добротный дом.
К концу монархического периода России, благодаря крестьянскому трудолюбию, и за счет породнения и покупки неиспользуемой земли, угодья Тарусиных превратились в крупное земельное владение, окружающее со всех сторон хутор Тарусин.
Октябрьская революция круто изменила жизнь казачества, разбросав их по разные стороны «баррикад». Были семьи, в которых братья воевали друг против друга. И в семье хуторянина Николая Власовича Тарусина - один сын (к сожалению, имя его неизвестно) – погиб сражаясь за Белых, а еще два - Яков и Степан – сложили свои головы за Красных.
Потом Кубань накрыла волна коллективизации.
К этому моменту (в 1927-1928 годы) на хуторе обозначилось 11 подворий. Два из них принадлежали братьям Тарусиным. Остальные подворья принадлежали родственным им семьям. А, в родственных отношениях с Тарусиными были семьи тех казаков, с которыми они сблизились по мере службы и проживания. В большинстве случаев это были выходцы с Украины и Малороссии. Они составляли основной костяк анапского казачества.
Из воспоминаний Николая Афанасьевича (последнего жителя хутора с фамилией Тарусин), внука Николая Власовича, удалось установить фамилии семей, которые имели подворья на хуторе Тарусин к периоду коллективизации:
- «Слева от центрального спуска к хутору Тарусин, вдоль улицы Речной, - жили Усатовы, потом Любименко, Денисенко (семья троюродного брата мамы), дальше Коваль (у него одной ноги не было).
За Ковалем жили Тарусины. Землю эту прадед, как казак получил. У них было два дома. Один - еще дедом Николаем Власовичем построенный, второй - принадлежал тете – Ганне Николаевне Сергиенко (Тарусиной).
Потом, стояли дома Бойко и Заверюхи. А в конце – жил пасечник Скирда. Скирда не захотел пасеку отдавать в колхоз. Его раскулачили и выслали куда-то. Справа от спуска – Консулы жили, потом Антоненко (семья маминой сестры)».
Ниже представлена выписка с сайта «Жертвы политического террора СССР». Есть предположение, что в нем упоминается фамилия вышеупомянутого хуторянина и место его депортации.
«Скирда Владимир Михайлович
Родился в 1928 г (ошибка). Проживал: Краснодарский кр.
Приговорен: в 1930 г., обв.: как кулаки.
Приговор: высланы в пос.Осиновка, Октябрьского р-на, Тюменской обл. Ханты-Мансийского нац-го, округа.
Источник: Сведения ГУВД Краснодарского края».
Коллективизация круто изменила и судьбу владений Тарусиных на хуторе Тарусин.
Подворье Матвея Власовича Тарусина, уничтожил его сын - Максим. Максим Матвеевич проникся идеями построения коммунизма, и, зная о том, что его отец (ярый монархист) добровольно не отдаст Советам собственность Тарусиных, нажитую огромным трудом многих поколений, решил эту проблему своим способом. Он поджег все родительские постройки, и, чтобы уйти от преследования сбежал в Ленинград, где поступил на службу в РККА. Таким образом, от всей собственности Матвея Власовича осталось лишь то, что сохранилось в станице Анапской – дом и небольшой приусадебный участок у этого дома.
А вот его брат - Николай Власович - смирился с обобществлением, и передал свою скотину и инвентарь в колхоз. Тем самым избежал раскулачивания и высылки, и остался жить на хуторе.
Ну а земли Тарусиных, вновь созданный колхоз имени Кагановича, уже забрал сам, не спросив согласия ее владельцев. Сейчас на землях Тарусиных растут виноградники, принадлежащие винсовхозу им. Ленина в поселке Рассвет.
Вот так, Тарусины лишились своих владений, и стали рядовыми колхозниками, сначала - колхоза им. Кагановича (Рассвет), потом - колхозниками колхоза имени Ленина (Рассвет).
В 1941 году, когда на Советский Союз напала Германия, хуторяне всех мужчин проводили на фронт. На хуторе остались старики, инвалиды, женщины и дети. Оба сына Николая Власовича Тарусина (которого уже к тому времени не было в живых) - Иван и Афанасий – тоже ушли воевать. Дома, на хуторе, остались их жены и дети.
В сентябре 1942 года на хутор пришли оккупанты - румыны. Начались повальные обыски и отбор имущества, скота и продовольствия. Хуторяне стали резать скот и закапывать продовольствие в землю с тем, чтобы потом не умереть с голоду. А румыны ходили по огородам и протыкали землю шашками, с целью найти схроны.
Потом к каменному карьеру, расположенному рядом с хутором, оккупанты начали привозить партизан и тех, кто сопротивлялся новой власти, и там расстреливали. Вот строки из текста приговора члену зондеркоманды Вейху А.К. вынесенным Военным трибуналом г. Краснодара в 1963 году:
- "Незадолго до бегства из Анапы, в декабре 1942 г., (Вейх А.К.) принял личное участие в зверском уничтожении большой группы советских граждан, арестованных эсэсовцами за связь с партизанами… Арестованных вывезли на автомашинах за станицу Анапскую и в каменоломнях, недалеко от шоссейной дороги, возле хутора Тарусина, расстреляли всех."
Летом 1943 года оккупанты начали угон населения Кубани в Германию.
Ниже приводится документ, который был обнародован Международным трибуналом, при реализации судебного процесса над Главными нацистскими преступниками Германии:
ИЗ СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНОГО МЕМОРАНДУМА, ПОДГОТОВЛЕННОГО 12 ИЮНЯ 1944 г. ДЛЯ МИНИСТЕРСТВА ОККУПИРОВАННЫХ ВОСТОЧНЫХ ТЕРРИТОРИИ
[Документ 031-ПС, США-171}
...Армейская группа «Центр» хочет захватить 40—50 тысяч юношей в возрасте от 10 до 14 лет, которые находятся на захваченной территории и привезти их в империю...
Имеются намерения использовать этих юношей в первую очередь... на германских ремесленных работах в качестве учеников, которые после двух лет обучения будут превращены в квалифицированных рабочих. Это должно быть организовано через посредство как технических, так и других учреждений, а именно — организацию Тодт. Это мероприятие приветствуется германскими ремесленниками, так как оно представляет собой решающее мероприятие, которое урегулировало бы вопрос недостатка рабочей силы...
Это мероприятие ставит своей целью не только предотвратить усиление вражеской военной мощи, но и сократить его биологические потенциалы с точки зрения перспектив на будущее; за эти идеи высказались не только имперский руководитель СС, но также и сам фюрер. Соответствующие приказы давались в период отступления в прошлом году в южном секторе...
В соответствии с этим меморандумом, германское командование начало угонять в Германию с территории СССР детей с 10 летнего возраста. Однако, империя нуждалось в больших потоках рабочей силы. и руководители третьего Рейха при решении этого задачи пошли еще дальше.
Они нашли способ переселять в Германию детей меньшего возраста, и не только мальчиков, но и девочек. Для этого в контингент для переселения были включены целые многодетные семьи. Благодаря такому решению, у немцев появилась возможность угонять детей, возраст которых был неограничен нижним пределом, поскольку их угоняли вместе с матерями.
Под этот приказ подошла хуторская семья Афанасия Николаевича и Зинаиды Андреевны Тарусиных, с шестью малолетними детьми (от 3 до 13 лет). И на них выпала печальная участь отправиться в Германию.
Для их отправки на хутор пригнали подводы. Тарусиных посадили на них и повезли в Анапу. В порту Анапы их вместе с другими подобными семьями погрузили на баржу, и морем отправили в Керчь. Когда на пути к Керчи, на баржу налетала авиация, всех выгоняли на палубу, с расчетом на то, что, увидев детей, баржу не станут бомбить.
В порту Керчь, после высадки на берег, всех загнали в железнодорожные вагоны для скота и повезли в Германию. На всем упомянутом пути люди кормились и укрывались лишь тем, что взяли с собою из дома, и тем, что удавалось выпросить или обменять по дороге.
У станции Джанкой, расположенной на севере Крымского полуострова, немцы остановили поезд. Всех переселенцев выгнали на поле, и объявили, что поезд дальше не пойдет, - дорогу взорвали партизаны. Три дня горемычные сидели на открытом поле, под охраной немцев. Кормили раз в день. Для некоторых это переселение оказалось последним. У Тарусиных погибла самая младшая из девочек – Галина.
После трех дней ожидания, их снова погрузили в подводы, и отправили назад, в Керчь. Ехали долго. После каждого налета число возвращающихся переселенцев уменьшалось. Кто-то погибал, кто-то, пользуясь неразберихой, находил укрытие в ближайших поселках.
Потом немцам стало не до них. Керчь бомбили. А на Кавказе немецкая армия терпела серьезное поражение, и в сентябре немцы оставили Анапу. Охрана, без предупреждения, исчезла. Люди разошлись кто куда. Зинаида Андреевна, с таким количеством детей, не рискнула добираться домой. Они остановились в доме на 4 участке еврейской слободки (Ротенштадт, Тельманского района). (Прим.: Под такие слободки правительство выделило евреям несколько десятков земельных участков в Крыму и на юге Украины, для освоения, после того, как по центру России, в 1922-1926 году прокатилась волна «еврейских погромов» http://www.evkol.nm.ru).
Чтобы выжить, Тарусины работали на виноградниках, а старший сын – Николай (10 лет) - помощником мельника.
Только в 1944 году, семья Тарусиных вернулись на свой хутор. Все было разбито и разграблено. Пришлось начинать жизнь с «чистого листа». По счастью, на Кубани был урожайный год. И хотя, весь хлеб, овощи и фрукты шли на фронт, хуторяне подбирали неубранные и опавшие колоски на полях и фрукты – в садах. Это, конечно, было не безопасно. За сбор колосков можно было попасть в тюрьму или получить заряд дроби в спину. Но другого выхода, у хуторян не было.
Горожане имели продуктовые карточки, которые они могли отоварить в магазинах, если не каждый день, то хоть раз в неделю; у колхозников единственный доход – трудодни. Их отваривали только осенью. И то не всегда. А до этого надо было еще дожить. Поэтому жили своими огородами. Весной ели лебеду и крапиву, пока на огороде не появится картофель и другая зелень.
С фронта вернулись не все хуторяне, которые отправились воевать. В числе погибших оказались Иван Николаевич и Афанасий Николаевич Тарусины.
Вот такой суровой была военная и послевоенная жизнь хуторян. Однако, они держались вместе, помогали друг другу, и тем выжили.
В 2006 и 2009 годах мне удалось сделать несколько снимков этого поселения.
На нижнем снимке запечатлен край хутора Тарусин на пути из Анапы в Новороссийск.
Хутор Тарусин у трассы Анапа – Новороссийск. 2009 г.
Вдали виден изгиб дороги, уходящий вправо. За этим поворотом, в метрах трехстах от него, находится автобусная остановка и «Парадный подъезд» к фамильному хутору. В момент съемки они выглядели так, как запечатлено на следующем снимке.
«Парадный подъезд» хутора Тарусин. 2009 г.
В правой части снимка, под зеленой вывеской, скрывается магазин повседневного спроса. Далее, за деревом, вдоль трассы – кафе «Золотая монета».
Между магазином и кафе находится «парадный спуск», длинною метров в 200, который ведет к базовой улице хутора - Речной. Вот этот спуск.
«Парадный спуск» х. Тарусина к улице Речной.
На заднем плане видна пойма речки Анапка.
Спуск у пересечения с улицей Речной.
Улица Речная - самая «древняя» улица хутора. Она располагается внизу, у речки Анапки, поперек спуска, и тянется вдоль нее немногим более километра. Всего спусков к ней 3. Но только центральный - «парадный» - соединяет хутор с автобусной остановкой самым коротким путем.
По обе стороны «парадного» спуска приусадебные участки, огороженные проволочной оградой, и редкие, спрятанные в глубине, под деревьями дома. Участки превращены в сады и огороды.
Пойма Анапки, примыкающая к хутору, шириною в несколько сот метров, разбита каналами на прямоугольники (чеки), на которых выращивают рис. Несмотря на кажущуюся мелководность, в речке Анапка водится рыба, и на ее каналах можно встретить рыбаков с удочками.
Основное русло Анапки проходит по другую от хутора сторону. На верхнем снимке – это полоса высоких деревьев на фоне гор. И хотя летом Анапку нетрудно перейти пешком, в период половодья она разливается так, что достигает хуторских домов. И были случаи, когда жителям хутора приходилось покидать свои дома.
Пойма реки Анапки у хутора Тарусин.
Улица Речная выглядит примерно так, как показано на последующих снимках. По одну сторону ее - дома, по другую - пойма реки, заросшая деревьями.
Улица Речная. Слева – постройки хуторян, справа - пойма речки Анапка. 2006 г.
В начале улицы Речной, в стороне поселка Рассвет, располагались подворья Тарусиных. С них начиналась история хутора Тарусин.
Здесь начало улицы Речной. Где-то здесь располагались постройки Тарусиных. 2009 г.
В настоящее время хутор застраивается кирпичными домами, навсегда вытесняя саманные. Поскольку новые хозяева стараются возводить свои постройки поближе к воде, то застройка вдоль улицы Речной непрерывно уплотняется. Общей архитектурной планировки у хутора нет, и потому он сохраняет сельский колорит.
Если до начала войны на хуторе проживало около 11 семей, то в 2006 году насчитывалось уже около сорока домов. В основном, добавляются переселенцы из Армении. Как я уже упоминал выше, семей с фамилией Тарусины на хуторе нет. Последний хуторянин – Николай Афанасьевич Тарусин - покинул его в 1956 году.
Да и потомственных жителей хутора почти не осталось. Но хутор существует, разрастается. Вдоль трассы появилась новая улица - Шоссейная. Хочется верить, что хутор еще долго будет жить, а фамилия Тарусин - продолжит красоваться на глобусе!
Автор: Тарусин Геннадий.
|
|